Овладение немецкими шифрами
и уничтожение эскадры адмирала Шпее.
В начале первой мировой войны в ночь на 26 августа 1914 года, действуя в составе отряда против русских дозорных кораблей, немецкий легкий крейсер “Магдебург” наскочил на риф у острова Оденсхольм в устье Финского залива. Все попытки сняться с камней оказались безуспешными. На рассвете командир приказал подготовить корабль к взрыву и начать пересадку личного состава на миноносец. В разгар этой эвакуации появились русские крейсеры “Паллада” и “Богатырь”. Вызванные русским постом наблюдения и связи, находившимся на Оденсхольме, они открыли огонь, и первые же залпы угодили в корму миноносца, который прекратил пересадку людей с крейсера и скрылся в тумане. В это мгновение на “Магдебурге” произошел сильнейший взрыв, разрушивший всю носовую оконечность. Когда русские корабли подошли к агонизировавшему крейсеру, им оставалось только снять с него командира, двух офицеров и 54 матроса, не успевших пересесть на миноносец...
Казалось бы, заурядный, обычный для морской войны эпизод. Но, как ни парадоксально, через три с половиной месяца он обернулся для немцев катастрофой — гибелью дальневосточной крейсерской эскадры адмирала Шпее у Фолклендских островов.
В рассказе об этом сражении отмечалось, что решение Шпее идти на Фолклендские острова вызвало недоумение у многих офицеров эскадры и что командир “Гнейзенау” убеждал адмирала не рисковать эскадрой ради разрушения английской радиостанции и пленения губернатора островов. Настала пора пролить свет на причину адмиральского упрямства. Оказывается, Шпее получил прямой приказ идти к островам, только приказ этот был отдан ему не германским командованием, а... британской морской разведкой!
Дало в том, что, когда русские водолазы тщательно обыскивали место гибели “Магдебурга”, они обнаружили сигнальные книги и шифры, которые вместе с найденными на корабле кодами и другими секретными документами дали русской разведке возможность овладеть системой германских шифров и передать их союзникам. Это-то обстоятельство и позволило английской разведке подготовить адмиралу Шпее телеграмму от имени германского командования. Ее отправил с берлинского телеграфа агент, ухитрившийся раздобыть бланки с печатями экспедиции морского министерства и цензурного отдела.
Уничтожив английскую эскадру при Коронеле, Шпее повел свои корабли на юг и 6 ноября 1914 года, зайдя ненадолго в Вальпараисо, получил роковую депешу. А в это самое время в Лондоне адмирал Фишер, только что назначенный Первым морским лордом Английского адмиралтейства, в величайшей тайне готовил выход линейных крейсеров “Инфлексибл” и “Инвинсибл” в Атлантику. Отсылая эти корабли из Северного моря, где был сосредоточен сильный германский линейный флот, Фишер страшно рисковал, но риск оказался оправданным. Когда 8 декабря 1914 года эскадра Шпее подошла к порту Стэнли на Фолклендских островах, бой его броненосных крейсеров с английскими линейными крейсерами действительно напоминал “сражение между гигантами и карликами”. Так, по счастливому стечению обстоятельств адмиралу Фишеру довелось самому провести операцию, в которой блестяще проявились боевые качества линейных крейсеров, созданных благодаря его энергии и энтузиазму в 1908 году...
См. Описание сражения у Фолклендских островов.