История создания и службы первых линейных крейсеров (английских).
Во времена парусного флота крейсерская служба делилась на собственно крейсерскую — истребление вражеских и защита своих торговых судов — и на службу при эскадре, о важности которой еще адмирал Нельсон писал: “Если эскадра лишена крейсеров и гонится за неприятелем, я считаю ее заблудившейся; если эта же эскадра избегает встречи с противником, я считаю ее находящейся в опасном положении”. Но разведка и дозор-охрана своего флота от внезапной встречи с противником еще не исчерпывали крейсерства при эскадре. Помимо них, она включала и так называемую партизанскую службу — небольшие операции, тревожащие противника и отвлекающие его внимание от выполнения основной боевой задачи, — и исполнение посыльных поручений.
Если собственно крейсерскую службу (действия на коммуникациях) могли тогда нести корабли всех классов — и линейные, и фрегаты, и корветы, и шлюпы, и даже тендеры, то крейсерство при эскадрах обычно поручалось фрегатам. И нужно сказать, они прекрасно соответствовали линейным кораблям: при меньшем водоизмещении и меньшем числе орудий были быстроходнее. Как правило, фрегат всегда мог уйти от более сильного линейного корабля, но и схватка с ним не была для него безнадежной: его орудия по мощи мало чем уступали орудиям противника и легко пробивали вражеский борт.
Соответствие фрегатов и линейных кораблей нарушилось тогда, когда на флот пришли бомбические пушки, паровая машина и броня. Броненосный винтовой фрегат перечеркнул боевое значение парусных деревянных линейных кораблей и тем самым вызвал зарождение нового класса кораблей — эскадренных броненосцев. Но пока этот класс не определился и не составил основного костяка боевых эскадр, ни о каком соответствующем ему типе крейсера не могло быть и речи. Вот почему в 1860—1900 годах мы встречаем в мировом кораблестроении весьма противоречивые взгляды на роль и место броненосного крейсера. Лишь к концу этого периода, когда сложился, наконец, тип башенного эскадренного броненосца, возникла необходимость создать, если так можно выразиться, “эскадренный крейсер”, который так же соответствовал бы эскадренным броненосцам, как некогда парусный фрегат соответствовал парусному линейному кораблю.
За несколько лет до русско-японской войны в морских журналах немало писали о будущем типе “эскадренного крейсера”, предназначенного для разведки и дозора. И все сходились в одном: это должен быть сильный быстроходный броненосный корабль большого водоизмещения, с большой дальностью плавания, способный вести бой с противником того же ранга, не прибегая к поддержке эскадренных броненосцев.
А зачем же ломать голову над созданием такого крейсера, когда он уже существует? Разве броненосный крейсер для действий на океанских коммуникациях не удовлетворяет этим требованиям? Вот только уменьшить ему дальность плавания, да за счет этого увеличить скорость. Так появилась промежуточная концепция броненосного крейсера нового типа, пригодного как для действий на коммуникациях, так и для участия в сражениях линейной эскадры. И вместе с ним проник на “эскадренные крейсеры” ничем не оправданный главный калибр — 203-мм. Вполне достаточный для действий на коммуникациях, он явно не соответствовал новым задачам.
Однако логика объективного развития боевой техники такова, что последовавшее за этим решением десятилетие стало, по сути дела, периодом изгнания 203-мм калибра с “эскадренных крейсеров” и постепенной замены его калибрами, приближающимися к 305-мм, то есть к калибру главной артиллерии тогдашних эскадренных броненосцев. И действительно, главный калибр броненосных крейсеров нового типа постепенно увеличивался до 210-мм в Германии, до 234-мм в Англии, до 254-мм в США. Последний шаг в этом направлении довелось в силу сложившихся обстоятельств сделать японцам...
Опыт Цусимы они учли очень быстро: уже в 1905 году сошел на воду первый настоящий “эскадренный крейсер” периода 1890—1905 годов. То был “Цукуба” — броненосный крейсер, несущий четыре 305-мм орудия главного калибра — столько же, сколько несли эскадренные броненосцы тех лет! Но тут чутье изменило японцам: продолжая развивать этот счастливо найденный ими тип, они в 1907 году построили несколько примерно таких же “эскадренных крейсеров”, увеличив, однако, лишь калибр средней артиллерии сначала со 152-мм до 203-мм, а потом до 254-мм. Все эти крейсеры устарели в самый момент своего рождения: соответствуя эскадренным броненосцам 1890—1905 годов, они не представляли никакой ценности для эскадры, состоящей из дредноутов...
К 1904 году, когда адмирала Фишера назначили Первым морским лордом Адмиралтейства, он уже мысленно составил обширную программу реформы всего британского флота. Поскольку главной ударной силой были тогда эскадренные броненосцы, то начинать преобразования следовало именно с них. И вот в 1906 году на Портсмутской казенной верфи в рекордно короткий срок — всего за год — построили один из самых известных кораблей в мире — “Дредноут”.
Применение многочисленных технических новинок позволило британским кораблестроителям в водоизмещение 22000 т “втиснуть” 28000 л, с., сообщавших кораблю скорость хода 22 узла, и разместить на нем десять (!) 305-мм орудий. Если учесть, что предшествовавший броненосец при водоизмещении 17000 т нес всего четыре 305-мм пушки и развивал скорость в 19 узлов, то ясно, что в “Дредноуте” увеличение водоизмещения на 25% привело к повышению артиллерийской мощи в 2,5 раза. “Постройка “Дредноута”, ставшего затем нарицательным именем для всех кораблей этого типа, — вспоминал Фишер,—является поворотным этапом броненосного судостроения. После того, как появился первый дредноут, в Европе в течение 12 месяцев не было заложено ни одного линейного корабля, так как внезапное появление “Дредноута” опрокинуло все вычисления иностранных адмиралтейств и аннулировало все броненосцы додредноутского типа”. Одновременно свелось к нулю и значение прежних “эскадренных крейсеров”, не исключая и последних японских. Но зато необходимость соответствия новых крейсеров новым броненосцам на этот раз была осознана с самого начала. Правда, способы достижения этого соответствия были выбраны разные...
В 1905 году профессор Массачусетской школы кораблестроения в США В. Ховгард сформулировал задачи, которые должен выполнять идеальный “эскадренный крейсер” будущего. Они сводились к следующему: быстрое сосредоточение и охват флангов противника; навязывание противнику боя и удержание огневого контакта с ним до подхода главных сил; преследование отступающего противника; разведка боем; самостоятельные дальние операции; поддержка легких крейсеров.
Каким же рисовался Ховгарду будущий корабль? В сущности, это должен был быть эскадренный броненосец по вооружению и бронированию, увеличенный в размерах для того, чтобы развивать более высокую скорость. Следует отдать должное проницательности Ховгарда: предсказанные им корабли действительно появились через десять лет. Но в 1905 году английским кораблестроителям, которые проектировали “эскадренный крейсер” под стать “Дредноуту”, еще претила мысль о том, что крейсер может быть крупнее броненосца. Поэтому они приняли второй путь: повышать скорость хода не за счет увеличения водоизмещения, как предлагал Ховгард, а в основном за счет ослабления бронирования. Немцы, принявшие вызов англичан, избрали третий путь: довольствуясь меньшей скоростью, они большое внимание уделяли бронированию и живучести.
По классификации 1911 года эскадренные броненосцы стали именоваться линейными кораблями — линкорами, а “эскадренные крейсеры” — линейными крейсерами. По этой, ставшей общепринятой терминологии можно сказать, что в первых английских линейных крейсерах, в которых защита приносилась в жертву скорости и огневой мощи, упор делался больше на крейсерские функции, чем на эскадренные. В первых же германских линейных крейсерах требования эскадренные преобладали над крейсерскими. И в ходе первой мировой войны это различие проявилось достаточно резко. Тем не менее свернуть с пути, намеченного Ховгардом, но удалось ни англичанам, ни немцам: столбовой дорогой развития линейных крейсеров после их появления стало неуклонное увеличение водоизмещения от серии к серии.
Первые в истории линейные крейсеры “Инвинсибл”, “Инфлексибл” и “Индомитебл” сошли на воду в течение 1907 года. Уступая современному им “Дредноуту” в водоизмещении (17250 т против 22000 т), они несли почти столько же орудий главного калибра (восемь против десяти) и развивали скорость 26 узлов против 22. Цена этих достоинств легко выявляется при сравнении броневой защиты: там, где у “Дредноута” стояла 279-мм броня, у “Инвинсибла” была только 152-мм.
Следующая серия английских линейных крейсеров — “Индефатигебл”, “Австралия” и “Новая Зеландия” — были просто улучшенными “Инвинсиблами”. Рост водоизмещения на 1500 т пошел на усиление противоминной артиллерии и броневого пояса в местах, прикрывающих жизненно важные части корабля. Хотя мощность машин была сохранена прежней, увеличение длины корпуса и улучшение его обводов дали прирост скорости на целый узел. На испытаниях “Индефатигебл” развил рекордную по тем временам скорость — 29,13 узла.
Фишер оставил пост Первого морского лорда в 1910 году, но прежде чем уйти, он сделал следующий важный шаг. По его настоянию после нескольких серий дредноутов, вооруженных 305-мм орудиями, был заложен первый сверхдредноут “Орион”, несший десять 343-мм пушек главного калибра. Для новых линейных кораблей понадобились и новые линейные крейсеры. Это “Лайон” (“Лев”), “Принцесс Ройал” и “Куин Мери”, заложенные в 1909—1911 годах. Неся восемь 343-мм орудий и развивая скорость до 30-32 узлов, они оказались на несколько тысяч тонн тяжелее современных им линкоров типа “Орион” и считались в свое время самыми крупными кораблями в мире. Но хотя толщина броневого пояса у них была увеличена со 152-мм до 229 мм, эти “кошки адмирала Фишера”, как их непочтительно называли, имели слишком тонкую “шкуру” по сравнению не только с линейными кораблями, но и с линейными крейсерами Германии.
Четвертый корабль серии — “Тайгер” (“Тигр”) — в ходе строительства был подвергнут множеству переделок; в результате его водоизмещение возросло до 28 500 т. На некоторое время он стал крупнейшим в мире кораблем, мощность установки которого превысила 100 000 л. с.
В первую мировую войну Англия вступила с десятью линейными крейсерами, у которых, как уже говорилось, крейсерские качества преобладали над эскадренными. Считалось, что такие корабли смогут уничтожить более слабого противника и уйти от более сильного. Эта концепция блестяще подтвердилась в сражении у Фолклендских островов. Увы, подтверждение это так и осталось единственным: за первым успехом английских линейных крейсеров последовали тяжелые потери в крупнейшем эскадренном сражении — Ютландском...
(Статья Г. Смирнова и В. Смирнова
из журнала “Моделист-Конструктор”)
См. другую статью про английские линейные крейсера