“Рекорды” бронированных гигантов
Н.В. Митюков
Факты, вошедшие в книгу рекордов Гиннеса о самом большом линкоре, самых больших пушках, самой толстой броне и т.д. хорошо известны. Между тем, броненосцам и линкорам принадлежат и много других “рекордов”, некоторые из которых курьезны, а другие, наоборот, поучительны. Сразу оговорюсь, что слово броненосец я понимаю “по Вильсону”, то есть в широком смысле и отношу к этому классу и броненосцы береговой обороны, и малые башенные броненосцы (мониторы). Итак.
- самый маленький броненосец идентифицировать довольно сложно, так как непонятно, где пролегает грань между собственно броненосцем и броненосной канонерской лодкой; но кое-что сказать все-таки можно.
- самыми маленькими броненосцами - участниками первой мировой войны стали английские “Глеттон” и “Горгон” (стандартное водоизмещение 4825 т.): эти корабли были заказаны в Англии для Норвегии именно как броненосцы, но с началом мировой войны были конфискованы, а так как других подобных броненосцев Королевский флот больше не имел, оба корабля использовались как мониторы; если же отбросить в сторону этот факт, то самыми маленькими броненосцами - участниками первой мировой войны, числившиеся именно как броненосцы, становятся австрийские “Монарх”, “Виен” и “Будапешт” (ст. вод. 5547 т);
- самые маленькие корабли-дредноуты - испанские “Эспанья”, “Альфонсо XIII” и “Хаиме I” (ст. вод. 15452 т);
- самый первый броненосец, совершивший кругосветное плавание, - испанская “Нумансия”: во время Тихоокеанской войны 1865-66 гг. броненосец был переброшен через Атлантический океан к побережью Чили, где стал флагманом эскадры Мендеса Нуньенса, а по окончании войны эскадра возвратилась в Испанию через Тихий океан;
- самую короткую карьеру имел бразильский “Рио де Жанейро”: спущенный на воду в 1865 году, он меньше чем через год погиб на парагвайских минах, при этом не сохранилось ни единого рисунка или чертежа, по которому можно было бы судить о его внешнем виде, мало того, остались неизвестными и практически все его ТТХ!
- первым (и единственным) броненосцем, погибшим от тарана в бою, стал итальянский “Ре Д'Италия”, тараненный в сражении у Лиссы австрийским “Эрцгерцогом Фердинандом Максом”;
- первым броненосцем, погибшим от торпеды, стал погибший в апреле 1891 года чилийский броненосец “Бланко Энкалада” (б. “Вальпараисо”), потопленный торпедой с минного крейсера “Альмиранте Линч”;
- первым линкором, уничтоженным авиацией, можно считать итальянский “Конте ди Кавур”, поврежденный в Таранто 12 ноября 1940 года и в строй больше не вводившийся;
- первым (и единственным) броненосцем, уничтоженным полевой (!) артиллерией, можно считать турецкий “Ассари Тевфик”, в январе 1913 года наскочивший на камни при обстреле болгарского побережья, он был уничтожен именно полевой артиллерией;
- первым (и опять-таки единственным) броненосцем, погибшим от собственного огня, стал бразильский “Жавари”, старый корпус которого разошелся от сотрясений при выстрелах собственных орудий во время бомбардировки правительственных фортов 22 ноября 1893 года, в ходе гражданской войны;
- последним броненосцем, погибшим в бою, стал таиландский “Шри Аюти”, потопленный огнем береговой артиллерии 3 июля 1951 года во время революции в Таиланде;
- первый (и единственный) случай, когда броненосец был взят на абордаж, произошел 1 марта 1868 года у крепости Юмаита: парагвайцы захватили бразильские броненосцы “Сильвадо” и “Эрваль”, последние защитники которых заперлись во внутренних помещениях и ждали своей участи, только помощь подошедшего броненосца “Бразил” спасла бразильцев от потери двух своих кораблей;
- самыми нескромными именами броненосцев стали бразильские “Баррусу” и “Тамадаре”, названные в честь командовавших ими же адмиралов Баррусу и Тамадаре;
- самым длинным названием броненосца можно считать “Генералиссимус князь Суворов-Рымникский”, который однако для простоты даже в официальных документах проходит просто как “Князь Суворов”;
- первая, и похоже единственная, торпедная атака линкора против линкора произошла 27 мая 1941 года, когда линкор “Нельсон” торпедировал уже полностью разрушенный, но все еще державшийся на плаву “Бисмарк”.