"Чахлые побеги" генеалогического древа броненосцев британского флота.
Забытые страницы "Морской Коллекции"
Малые рангоутные броненосцы. История создания и службы.
Стремительно ворвавшаяся в мировое кораблестроение броненосная эра к началу 60-х годов прошлого столетия остановила постройку немалого числа чисто парусных кораблей, причем степень готовности многих из них была довольно высокой. Именно за счет таких парусников флоты Англии и Франции, вечные соперники на море, пополнились целым рядом деревянных паровых броненосцев. Однако эти корабли не блистали мореходными качествами и посылка их в океанские плавания была далеко не безопасной. Поэтому в Англии встал вопрос о необходимости постройки небольших броненосцев для крейсерства на океанских коммуникациях и защиты колоний. Взоры Адмиралтейства обратились к уже заложенным на стапелях деревянным шлюпам и корветам. Автором переделки и исполнителем проекта стал Эдвард Рид, ставший вскоре главным строителем английского флота. Перестройке подлежали шлюпы "Trent" и "Circassian", корвет "Favorite" и фрегат "Zealous".
Идея Рида заключалась в том, чтобы установить в средней части кораблей небольшое число крупных орудий, укрыв их в броневом редуте в виде ящика. Переделке подлежали также носовая и кормовая части корпуса для обеспечения достаточной мореходности.
Первым таким кораблем в английском флоте считается броненосный шлюп "Research". Заложенный 3 сентября 1861 года на государственной верфи в Пемброке как один из 17-пушечных деревянных шлюпов типа "Perseus", он первоначально получил название “Trent”. Решение о перестройке его в броненосец было принято в 1862 году, и тогда же он был переименован в "Research".
В ходе работ корпус корабля удлинили на три метра и сделали на полтора метра шире первоначального. Носовой оконечности придали выступающее таранное образование, а корме - плавные закругленные обводы. Общий вес брони, наложенной на "Research", составил 352 тонны, что гораздо больше, чем на подвергшейся такой же переделке шлюпе "Enterprise". Водоизмещение увеличилось на 500 тонн. Броненосец имел броневой пояс по ватерлинии шириной три метра, на которую опирался броневой редут длиной по борту 10.3 метра.
15 августа 1863 года корабль спустили на воду, а 6 апреля следующего года передали флоту.
На ходовых испытаниях в феврале 1864 года корабль достиг скорости 10.176 узлов при 937 л.с., и это было пределом его возможностей. Паровая машина системы Уатта работала на один гребной вал (винт Гриффита), пар вырабатывали два цилиндрических котла и мощность механической установки составляла 1040 и.л.с. На традиционных гонках британских броненосцев "Research" неизменно финишировал последним, и, даже соревнуясь со своим собратом "Enterprise", за шесть часов хода отставал от него на три мили. В эскадре Британского канала он с трудом мог одолеть в скорости лишь худших ходоков, таких как "Hector" и "Prince Consort".
Шлюп имел парусное вооружение барка с площадью парусов 18.250 кв.ф и под парусами развивал ход до шести узлов, а в комбинированном варианте; парус + машина – даже 11.5 узлов. Адмирал Уорден, в эскадру которого входил "Research", не раз лестно отзывался о его парусных качествах Из трех гонок только под парусами броненосец один раз приходил первым и два раза вторым.
Блеснуть мастерством кораблю довелось и на международном уровне. 25 ноября 1871 года команда "Research", стоявшего в греческом порту Пирей, в честь визита в Грецию Короля Датского, бросила вызов в парусных состязаниях броненосному фрегату "Basileos Georgios" (Греция) и клиперам "Жемчуг" (Россия) и "Limier" (Франция). К сожалению, уже начавшаяся было гонка была прервана сильным штормом.
Отрицательными качествами корабля, по общему мнению специалистов, были малая дальность плавания, что позволяло использовать его в лучшем случае только для охраны коммерческих судов, и низкая мореходность. Броненосец плохо управлялся в свежую погоду и на штормовой волне. Весьма неудачным было и размещение артиллерии – орудия могли стрелять только по траверзу и крайне ограниченным носовым и кормовым курсовым углам.
Все это послужило причиной еще одной переделки корабля. По предложению адмирала Даркеса в 1869-70 гг. "Research" перевооружили, 100-фн. орудия заменили на 177-мм нарезные. Изменился и внешний облик броненосца. Спардек, позволявший уменьшить воздействие заливавмости и брызг, дымовую трубу, находящуюся в центре редута, и стеснявшую без того малое пространство батареи, сместили в нос за блиндированную перегородку, а сам редут насколько возможно расширили. Боевая служба "Research" продолжалась немногим более десяти лет. В 1878 году корабль вывели в резерв, а в 1884-м продали для разборки на металл.
Вторым броненосным шлюпом стал "Enterprise". Корабль был заложен на государственной верфи в Дептфорде как деревянный шлюп и первоначально назывался "Circassian". Закладка состоялась 5 мая 1862 года. В этом же году корабль переименовали, и было принято решение достраивать его как броненосный, коренным образом изменив конструкцию. Переоборудование вели по такому же пути, как и в случае с "Research". Отличие заключалось лишь в менее продолжительном броневом поясе по ватерлинии – 80 % длины корпуса. Броня была, также как и на предшественнике, навешана на деревянный борт, но в элементах конструкции кормовой и носовой оконечностей появились железные шпангоуты, что позволяет отнести "Enterprise" к первым композитным судам. Общий вес брони – 195 тонн. Толщина пояса и броневого редута – 115 мм на 48-см тиковой прокладке. Водоизмещение от первоначального увеличилось более чем на 200 тонн.
9 февраля 1864 года "Enterprise" спустили на воду, и 3 июня того же года он вошел в строй. Корабль оказался наименьшим из всех британских рангоутных броненосцев; всего 1350 тонн.
Механическая установка мощностью 690 л.с. (паровая машина и два котла) была изготовленные на заводе Равенхилла. Машина работала на один гребной вал, вращавший двухлопастной винт Гриффита.
По оценке Рида, скорость "Enterprise" предполагалась не более 9 узлов, однако на испытательных пробегах в мае 1864 года шлюп почти приблизился к 10, показав 9.92 узла.
Парусные качества корабля (вооружение аналогично "Research") оказались отличными. Во время гонок в эскадре Британского канала он неизменно был одним из лидеров. По отзывам экипажа, "Enterprise" “легок на волнении, удобен для жизни на нем и слушается руля с замечательной легкостью”. Единственный недостаток – отсутствие полубака, вследствие чего при ходе против волны шлюп брал носом много воды. Качка хоть и довольно большая, но не порывиста. Во время перехода из Англии в Средиземное море превосходно выдержал сильный шторм. Скорость под парусами при хорошем ветре достигала 12 узлов (в бакштаг).
Для удобства действий орудийной прислуги, вскоре после вступления корабля в строй, в 1864 году, дымовую трубу сместили из центра редута в нос. Еще через четыре года, в 1868 году, перед отправкой "Enterprise" в Средиземноморье, его перевооружили 4х177-мм нарезными орудиями на поворотных платформах и погонах с возможность действия через погонные и ретирадные порты.
Активная служба "Enterprise" оказалась еще менее продолжительная, чем у "Research". В 1871 году его вывели в резерв, где он и находился до сдачи на слом в 1886-м.
В июне 1862 года началось переоборудование в броненосный корабль еще одного деревянного парусника – "Favorite" Он был заложен 23 августа 1860 года на государственной верфи в Дептфорде как 22-пушечный корвет, однако эра зарождения броненосных флотов внесла свои коррективы в его строительство. Корабль получил броневой пояс по всей длине корпуса толщиной чуть более 100 мм на 66-см деревянной подкладке, но большая его часть защищала надводный борт – ниже ватерлинии пояс опускался лишь на 90 см. Поэтому уже при незначительной качке броня выходила из воды, делая подводную часть корпуса практически беззащитной. Вес брони – 573 тонны.
В отличие от "Research" и "Enterprise", на которых при переделке клиперские носовые оконечности заменили шпиронами, "Favorite" сохранил свой первоначальный форштевень. Также как и два своих предшественника, корвет получил в центральной части бронированный прямоугольный редут длиной 20 метров, в котором разместили 8 100-фн гладкоствольных орудий. Наиболее эффективный огонь они могли вести лишь прямо по траверзу. Носовые и кормовые сектора обстрела оставляли желать лучшего.
5 июня 1864 года "Favorite" спустили на воду и, после почти двух лет достройки на плаву, 17 марта 1866 года ввели в строй Королевского флота.
На корабле была установлена двухцилиндровая паровая машина прямого действия Хамфрейс и Теннант, работавшая на один четырехлопастной гребной вал системы Моргана, пар вырабатывали четыре котла. Несмотря на строительную перегрузку, на испытаниях в марте 1866 года "Favorite" развил мощность 1770 и.л.с. и показал скорость 11.825 уз.
Площадь парусов корвета 18250 ф2 позволяла ему давать до 10.5 узла под парусами. Корабль оказался превосходным мореходом и, несмотря на запас угля, частенько в своих плаваниях через Атлантику не прибегал к помощи паровой машины. В то же время "Favorite" оказался подверженным значительной бортовой качке. Экипаж отмечал, что даже при небольшом волнении размах ее достигал рекордной величины 30°.
В 1869 году гладкоствольные орудия заменили на такое же количество 177-мм нарезных, а в носу и корме на поворотных лафетах установили по одному 64-фн орудию.
После 10 лет эксплуатации – в 1876 году "Favorite" вывели в резерв, а спустя десять лет за три с половиной тысячи фунтов стерлингов продали для разделки на металл.
Между тем идея малого рангоутного броненосца не покидала Рида и была реализована уже не в "перестройке", а в специально построенном корабле. Его поддержал не менее известный кораблестроитель Натаниэль Барнаби. В итоге в списках британского броненосного флота, наряду с 10000-тонными “Гектором", "Ахиллесом" и "Минотавром", появились еще два героя греческой мифологии – "Паллас" и "Пенелопа". В этой паре как нельзя лучше подтвердилась пословица: “сколько людей, столько и мнений”. Рид видел в своем "Pallas'e" не только защитника колоний, но и, выражаясь современным языком, многоцелевой корабль – быстроходный и маневренный, способный дожать и уничтожить рейдер противника (подобный наделавшей много шума во время гражданской войны в США "Alabama"). Кроме того, "Pallas" можно считать одним из первых броненосных таранов: корабль при постройке оборудовали почти четырехметровым железным шпироном.
В 1863 году, заручившись поддержкой Адмиралтейства, Рид приступил к проектированию корвета. Задуман он был как железный, но, как это часто бывает, в силу обстоятельств исполнить желаемое не удалось. Новый британский броненосец оказался вновь деревянным. Во-первых, потому, что верфь в Вулвиче, которая получила заказ на постройку, никогда до этого железных судов не строила и не имела в этом деле ни малейшего опыта. Во-вторых, на верфи имелся большой запас строительного леса, не пропадать же такому добру! Его и решили пустить в дело, а для "получения" броненосца просто навесили 600 тонн брони.
Корабль заложили 19 октября 1863 года. Из-за ряда изменений, внесенных в проект, стапельный период затянулся на полтора года, и спуск на воду состоялся лишь 14 марта 1865 года. В состав флота "Pallas" был введен 6 марта следующего года.
В отношении вооружения, Рид не стал изобретать что-то новое, а заимствовал ту же батарею, что и на "Research". Броневой пояс, опускавшийся на 1,3 метра ниже ватерлинии, доходил до главной палубы, а в носовой оконечности прикрывал еще и погонное орудие.
"Pallas" стал первым боевым кораблем оснащенным паровой машиной компаунд (системы "Хамфейс и Теннант"), однако проектные 14 узлов достигнуть не удалось. Еще в ходе постройки заменили четырехлопастной винт на двухлопастной. Скорость на мерной миле во время испытательных пробегов в декабре 1865 года оказалась равной 12,62 уз. Знаменитая "Alabama" была недосягаемой! Замена винта Манжина на винт Гриффита позволила достичь 13,05 уз, но это произошло только после первого ремонта корабля в 1870 году. Гораздо лучше оказались маневренные и мореходные качества. Соотношение длины и ширины 4,5 : 1 делало броненосец необычайно легким в управлении, хотя и подверженным сильной бортовой и килевой качке. Как парусник же "Pallas" оказался в 1866 году лучшим кораблем эскадры адмирала Элвертона и, по его словам, “по своим качествам под парусами и малому расходу топлива был как нельзя более пригоден для разведки при броненосной эскадре”.
Вооружение, принесенное в жертву скорости, состояло из четырех 177-мм дульнозарядных нарезных орудия в батарее-ящике (с очень ограниченными углами обстрела в нос и корму) и двух 177-мм казнозарядных погонного и ретирадного орудий. Из них первое практически вести огонь могло только на "стопе", так как на ходу заливалась огромным буруном от тарана.
Слабость артиллерии заставила перевооружить корабль уже через несколько месяцев после ввода в строй. В том же 1866 году на нем установили четыре 203-мм дульнозарядных нарезных орудия и по паре 7- и 5-дюймовых казнозарядных. Третье и последнее перевооружение было произведено в ходе ремонта корвета в 1870-1872 гг. 203-мм орудия оставили без изменений, а прочую артиллерию заменили на 4 152-мм орудия.
Сразу после завершения ремонта "Pallas" был направлен в Средиземное море, где и оставался в течение всей своей активной службы. Среди “ярких” страниц его биографии можно отметить участие в блокаде Картахены в 1873 году и то, что он стал первым кораблем, которым довелось командовать знаменитому Джону Фишеру, будущему первому лорду британского Адмиралтейства. Причем, это произошло дважды. Впервые Фишер взошел на палубу "Palias'a" 3 декабря 1875 года, в тот момент, когда корабль находился у берегов Греции. Служба продолжалась до января 1877 года. Второй раз Фишер принял корвет в начале 1879-го и нашел, что за прошедшие три года материальная часть "Pallas'a" пришла в состояние крайнего износа. Офицеры шутили, что при длительном плавании “у нашей посудины может оторваться днище”. 1879-й стал последним годом в боевой карьере броненосца. "Pallas" был исключен из боевого состава и несколько лет числился в резерве. 20 апреля 1886 года его продали для разборки на металл.
В отличие от многоцелевого броненосца Рида, Барнаби создавал "Penelope" с оглядкой на вполне реальный в 1860-е годы конфликт с Россией. По замыслу корабль предполагалось использовать в мелководной Балтике и, особенно, в Финском заливе. В результате был построен железный корвет с очень малой осадкой (для своего водоизмещения), прямоугольными и полными формами корпуса. Это, в свою очередь, привело, впервые в британском флоте, к переходу от одновальной к двухвальной механической установке и монтажу двух рулей.
Заложили "Penelope" 4 сентября 1865 года на государственной верфи в Пемброке. 18 июня 1867 года спустили на воду и через два года достройки на плаву передали Королевскому флоту.
Из-за ограниченной осадки корабль получил узкий 6-дюймовый броневой пояс по ватерлинии. Эта экономия привела к тому, что выше его борт оказался совершенно незащищен. Шансы на победу в артиллерийском поединке с кораблями противника, а также в дуэли с береговыми батареями, были весьма невелики. К тому же из-за малой осадки с поставленными парусами корвет оказался склонным к сносу в подветренную сторону. Ненадежными оказались и паровые машины Модслея. Проектная скорость в 12 узлов оказалась реальной только на бумаге. В действительности 8,5 узлов стали пределом, а огромный расход угля изматывал команду частыми бункеровками.
Артиллерийское вооружение "Penelope" в течение почти всей службы оставалось неизменным: 8 203-мм дульнозарядных нарезных орудий в батарее (с возможностью стрельбы через амбразуры в нос и корму), 3 5-дюймовых на верхней палубе (два в носу, одно в корме) и 2 20-фунтовых казнозарядных орудия. Корабль оказался весьма остойчивой и хорошей артиллерийской платформой.
В течение целого десятилетия "Penelope" входил в состав так называемой "отдельной эскадры" на случай вооруженного конфликта с Россией, но политики из высоких кабинетов сумели решить дело миром. В 1882 году корвет направили в Средиземное море, где он вошел в эскадру адмирала Сеймура. 10 июля он участвовал в единственном в своей карьере бою – бомбардировке Александрии. Выпустив 231 снаряд по береговым батареям, "Penelope" от ответного огня не пострадал.
Через пять лет с корабля демонтировали 5-дюймовые орудия, а взамен установили 11 митральез. В этом же 1887-м году броненосец исключили из боевого состава и через год превратили в брандвахту в Симонстауне. Еще через десять лет, в январе 1897 года "Penelope" выпала незавидная доля стать плавучей тюрьмой в Кейптауне. В этом качестве он оставался вплоть до своей разборки в 1912 году.
"Penelope" и "Pallas" стали последними малыми рангоутными броненосцами Британии. Дальнейшего развития эта "чахлая ветвь" не получила. Защитить интересы империи уже вполне могли все новые и новые большие океанские броненосцы, а для борьбы с рейдерами и торговлей рождалось многоликое племя крейсеров. На смену кораблям рангоутным шли барбетные и башенные.
Статья Л.А. Олюнина (г. Котельнич)
из журнала "Красный офицер" №4/99