Боевые корабли мира

Линкоры "Джулио Чезаре" ("Новороссийск"), "Конте ди Кавур",
"Леонардо да Винчи", "Андреа Дориа" и "Кайо Дуилио".

Участие во Второй мировой войне.

Италия вступила в войну 10 июня 1940 года, и на Средиземном море сразу же начались активные действия противоборствующих флотов. Ведя бои в Северной Африке, итальянцы были вынуждены снабжать свои войска и подвозить подкрепления морем, для чего широко привлекались все силы флота. В этот период они превосходили противника — англичан — почти по всем классам кораблей, кроме авианосцев, отсутствие которых в итальянском флоте компенсировалось наличием большого числа самолетов берегового базирования. Быстроходные линкоры типа “Чезаре” давали Италии известные тактические преимущества, и правильно спланированное эскадренное сражение в это время могло принести ей успех на море, за чем последовала бы победа в Северной Африке.

Однако Муссолини, считавший, что господство на Средиземном море можно с меньшими затратами завоевать с помощью авиации, хотел сохранить флот до конца войны, который, по его мнению, был близок. Это обусловило известную осторожность итальянцев в морских боях с участием крупных кораблей, тогда как их мелкие корабли всегда сражались до конца. Первый же эскадренный бой подтвердил это.

6 июля в стратегическом прикрытии конвоя (пять судов) из Неаполя в Бенгази вышли: “Чезаре” (флаг контр-адмирала И.Кампиони, командир — капитан 1 ранга П.Вароли), “Кавур” (командир — капитан 1 ранга Э.Чиурло), шесть тяжелых и восемь легких крейсеров, а также 32 эсминца. 9 июля эскадра на обратном пути из Бенгази в Таранто встретилась у м. Пунта Стило с английским Средиземноморским флотом, который вышел на перехват в составе линкоров “Уорспайт”, “Ройял Соверен”, “Малайя”, авианосца “Игл”, шести легких крейсеров и пятнадцати эсминцев.

Фотография. Залп "Конте ди Кавура" в бою у Пунта Стило. 15.58В 13.30 торпедоносцы с “Игла” атаковали итальянские крейсера, но линкоров они не нашли. Спустя полтора часа итальянские тяжелые крейсера правого фланга обнаружили английские корабли и с дистанции 25 км открыли огонь. Англичане ответили. Вскоре на дистанции около 26 км в бой вступили линкоры. В 15.48 Кампиони, пользуясь тем, что у англичан только один “Уорспайт” прошел модернизацию и мог стрелять на такое расстояние, первым приказал открыть огонь. Ответные залпы раздались через пять минут, а уже в 16.00 381-мм снаряд с “Уорспайта” попал в середину корпуса “Чезаре”, на котором под палубой начался пожар. Дым вентиляторами засосало в котельные отделения, и четыре соседних котла (№ 4—7) вышли из строя, вызвав падение скорости с 26 до 18 узлов.

Фотография. Повреждения надстроек линкора "Джулио Чезаре" от попадания 381-мм снаряда с линкора "Уорспайт" в бою 9 июля 1940 г.Крейсера поставили вокруг флагмана дымовую завесу, а эсминцы прикрыли его отход. В 16.45 “Чезаре” удалось оторваться от противника. Он благополучно прибыл в базу и стал на ремонт: у него были разрушены легкие орудия, часть надстроек, требовали починки четыре котла. 115 членов экипажа были убиты или ранены.

Англичане в этом бою потерь не понесли, только на “Уорспайте” от собственной стрельбы слегка повредило надстройки и гидросамолет.

Этот бой, получивший название боя у Калабрии, установил как бы стандартный сценарий столкновений между эскадрами итальянцев и англичан: последние пытались, чаще всего самолетами с авианосца, без которого их эскадра в море старалась не выходить, повредить один-два тяжелых корабля противника, лучше флагмана, чтобы потом добраться до него своими тихоходными линкорами и быстро пустить на дно, обрушив всю мощь 381-мм орудий.

Кроме защиты собственных конвоев в Северную Африку, итальянский флот пытался перехватывать и конвои англичан на Мальту и в Египет. Но и в этих случаях итальянцы старались уклониться от боя, если в составе прикрытия обнаруживали линкоры или авианосец.

Ремонт “Чезаре” занял полтора месяца. 30 августа состоялся выход в море мощного соединения из пяти линкоров (включая “Чезаре” и “Кавур”), десяти крейсеров и 34 эсминцев, которое попыталось перехватить очередной английский конвой в Александрию. Британская авиаразведка в плохих погодных условиях сумела обнаружить противника в 100 милях, и конвой, не теряя времени, отвернул на юг. Сильный шторм и вызванная им нехватка топлива у эсминцев заставили итальянцев вернуться 1 сентября в Таранто. Часть эсминцев получила повреждения, а несколько человек с них было смыто за борт. Англичане в этот раз смогли беспрепятственно провести конвой, а также линкор “Вэлиент”, два крейсера и авианосец “Илластриес”. Последствия от прибытия на театр военных действий этого новейшего авианосца дали о себе знать очень скоро.

Воспользовавшись пассивностью итальянского флота, как и в первую мировую войну, по большей части стоявшего на внутреннем рейде Таранто, английское командование решило провести ночную атаку стоящих в базе кораблей авианосными самолетами. Хотя к этой операции, рассчитанной на стремительный удар и моментальный отход, можно было привлечь только один быстроходный авианосец “Илластриес”. Ударных самолетов на нем было всего около двадцати, но успех, благодаря внезапности нападения, превзошел все ожидания. Из сброшенных за два налета в ночь с 11 на 12 ноября 1940 года восьми торпед пять достигли цели: по одной в “Кавур” и “Дуилио” и три в новый линкор “Литторио”.

Фотография. Линкор "Конте ди Кавур" после налета на Таранто. 12 ноября 1940 г.Торпеда с самолета “Суордфиш” (бортовой номер L4A, лейтенант — коммандер Н.У. Уильямсон) 815-й эскадрильи, выпущенная с дистанции 640 м, прошла с левого борта “Кавура” и взорвалась у него под днищем между второй башней главного калибра и боевой рубкой. При взрыве погибло 17 человек. В результате полученной пробоины размером 12х3,25 м затопило нефтяные цистерны № 1 и 2, а также соседние отсеки. Линкор в течение ночи отбуксировали к берегу. Не сумев справиться с поступлением воды, экипаж в 05.45 12 ноября оставил корабль, который вскоре сел на дно гавани. К 8.00 почти вся верхняя палуба, включая кормовую башню, скрылась под водой.

За пять месяцев войны “Кавур” прошел 5583 мили за 297 ходовых часов и сжег в котлах 4801 тонну нефти.

Рисунок. Линкор "Конте ди Кавур" ("Conte di Cavour") с демонтированным вооружением после перебазирования в Триест. Декабрь 1941 г.

Фотография. Установка орудий на поднятый линкор "Конте ди Кавур". 1942 г.Корабль подняли только в июле 1941 года и отвели на буксире в Триест для ремонта. После подъема все вооружение, кроме 37-мм автоматов, сняли, а на шканцах установили еще две спарки 37-мм/54. К этому времени уже ясно выявились недостатки модернизированных линкоров: плохое разделение на отсеки, слабая зенитная артиллерия и т.п. Поэтому в ходе ремонта решили провести и дальнейшую модернизацию: улучшить противоторпедную защиту, установить по двенадцать новых 135-мм/45 орудий (6х2) и 65/64 зениток (12х1), двадцать три 20/65 автомата (10х2 и 3х1), второй директор (друг над другом) и радар. Работы велись медленно, поэтому, когда 10 сентября 1943 года страна капитулировала перед союзниками, “Кавур” находился в полугодовой готовности. Перед приходом немцев его затопили на мелководье, но те сумели его поднять и даже зачислили в состав своего флота — только для того, чтобы 15 февраля 1945 года его окончательно потопила американская авиация. Перед гибелью линкор опрокинулся, повторив судьбу “Леонардо да Винчи”. Останки корпуса в 1947—1952 годах по частям подняли и отправили на переплавку.

Рисунок. Так должен был выглядеть "Конте ди Кавур" ("Conte di Cavour") после завершения восстановительных работ. Проектный вид 1943 г. (10 320-мм, 12 135-мм, 12 65-мм и 23 20-мм орудия).

Поврежденному в Таранто “Дуилио” повезло больше. Хотя торпеда, попавшая в линкор около полуночи, сделала в его борту пробоину размером 11х7 м, экипажу удалось отстоять свой корабль, и он остался на плаву. Но исправление повреждений заняло почти год.

См. "Как рушатся надежды". Атака Таранто.

Рисунок. Линкор "Андреа Дориа" ("Andrea Doria"), декабрь 1941 г.

Уцелевшие “Чезаре” и новый линкор “Витторио Венето” утром 12 ноября спешно ушли в Неаполь, а затем в Специю. 27-го они вместе с шестью тяжелыми крейсерами, несколькими флотилиями эсминцев и торпедными катерами под общим командованием вице-адмирала Кампиони вышли к Сицилийскому каналу для перехвата очередного английского конвоя на Мальту (три судна под охраной двух крейсеров и пяти мелких кораблей). Итальянцы наткнулись на конвой у м.Теулада — как раз в той точке, где происходила смена дальнего прикрытия. В результате боя с объединенными силами англичан (два линкора, авианосец, семь легких крейсеров и 14 эсминцев под командованием адмирала Сомервилла) обе стороны получили незначительные повреждения, а как только в небе появились самолеты с авианосца “Арк Ройял”, Кампиони дал приказ на отход.

До конца года итальянцы вели себя пассивно, что позволило англичанам провести еще ряд авианалетов на их базы. После каждого такого налета итальянские линкоры и крейсера затевали перебазирование, а англичане почти без помех проводили очередной конвой.

В декабре 1940 года итальянский флот был реорганизован со сменой начальника морского штаба и командующего (Кампиони сменил вице-адмирал А.Иачино). “Чезаре” вместе с “Дориа”, который последним закончил модернизацию и недавно вошел в строй, и флотилией эсминцев образовали 5-ю Боевую дивизию (практически все остальные боевые дивизии состояли из крейсеров и эсминцев). Но на образ действий реорганизация не повлияла.

Ночью 8—9 января 1941 года английская авиация с Мальты и греческих баз произвела налет на Неаполь. Стоявший там “Чезаре” получил повреждения от близких разрывов трех бомб и в сопровождении “Венето” ушел в Специю на месячный ремонт.

9 февраля 1941 года вышедший из Александрии английский флот обстрелял Геную, потопив там пять судов. Адмирал Иачино бросил на перехват все наличные силы, включая “Чезаре”, “Дориа” и “Венето”, но безрезультатно.

Когда в конце марта 1941 года готовился набег крупными силами на коммуникации противника у Крита, участие в нем тихоходного “Чезаре” не предусматривалось. Его 24 узлов было явно недостаточно для быстрого скрытного подхода и отхода в случае появления английского флота и налетов авиации. Опасения оправдались: быстро обнаружив итальянское соединение утром 28 марта, англичане бросили на него свои торпедоносцы. В результате нескольких налетов они повредили линкор “Витторио Венето” и тяжелый крейсер “Пола”. И если флагману итальянцев в очередной раз удалось добраться до базы, то лишенный хода “Пола” и посланные на его поиски тяжелые крейсера “Зара”, “Фиуме” и два эсминца ночью настигли идущие “по следу” линкоры адмирала Каннингхема. Обнаружив противника с помощью радара, англичане в течение нескольких минут пустили на дно все корабли, не успевшие даже развернуть орудия.

См. бой у мыса Матапан

Этот бой, получивший название “сражение у мыса Матапан”, окончательно сломил активность итальянского флота, и “Супермарина” 31 марта 1941 года отдала приказ, запрещавший линкорам действовать вне зон истребительного прикрытия. При слабом взаимодействии итальянского флота со своей (не говоря уж о немецкой) авиацией этот приказ фактически парализовал активность крупных кораблей.

В ходе операции по захвату Крита “Чезаре” и “Дориа” простояли в готовности в Таранто. Единственная польза от этого заключалась в том, что англичанам пришлось перебросить 8—10 мая в Александрию еще один линкор “Куин Элизабет”. На перехват этого конвоя итальянцы, боясь авианосцев, так и не вышли.

К августу уже появились перебои с поставкой топлива, и к операциям на море стали привлекать только новые линкоры, да и то в “самых необходимых случаях”. В бой же разрешалось вступать только при заметном преимуществе. Но к концу года, когда итальянская армия в Северной Африке буквально задыхалась без снабжения, а кораблей для прикрытия конвоев не хватало, “Чезаре” пришлось совершить два выхода в море. 13 декабря он вышел в составе ближнего прикрытия одной из трех групп конвоя, состоявшего всего из пяти судов. Дальнее прикрытие осуществляли два новых линкора. Из-за отсутствия данных о флоте противника, который, кстати сказать, после недавней гибели линкора “Бархэм” не проявлял активности, в 22.00 итальянские корабли получили приказ возвращаться. На отходе два судна столкнулись, а “Витторио Венето” получил торпеду с подводной лодки. “Чезаре” вернулся в Таранто.

Срыв этой операции ухудшил положение итальянских войск в Северной Африке. Английская 8-я армия перешла в наступление, и доставка снабжения в Ливию стала вопросом жизни и смерти. 16 декабря “Чезаре” вышел в море теперь уже в составе дальнего прикрытия конвоя из Неаполя вместе с “Литторио”, “Дориа”, двумя тяжелыми крейсерами и десятью эсминцами. В ближнем прикрытии находились “Дуилио”, три легких крейсера и четыре эсминца. В результате выхода почти всего наличного итальянского флота состоялся бой в заливе Сирта с группой кораблей вице-адмирала Вайена (семь легких крейсеров и шестнадцать эсминцев).

После серии взаимных маневров противники на дистанции 32 км увидели друг друга. Так далеко стрелять мог только “Литторио”, а остальные итальянские линкоры практически не успели принять участие в бою. Они только связывали флагман своей малой скоростью, а тот в одиночку не рискнул преследовать англичан, которые перед лицом сильнейшего противника быстро отошли.

Рисунок. Линкор "Джулио Чезаре" ("Giulio Cesare"), январь 1942 г. Камуфляжная окраска была одинаковой с обоих сторон

3—5 января 1942 года состоялся последний боевой выход “Чезаре” в составе дальнего прикрытия конвоя в Северную Африку (операция М43), после чего его вывели из активного ядра флота. Кроме нехватки топлива, здесь сыграло роль и то, что он имел плохое разделение на отсеки и, как показал опыт “Кавура”, мог погибнуть от одного торпедного попадания. Использовать его при переходе господства в воздухе к союзникам было слишком рискованно, и старый линкор поставили в резерв. Большую часть экипажа списали на другие корабли и в штабы эскортных конвойных групп, которые нуждались в опытном персонале.

Рисунок. Линкор "Джулио Чезаре" ("Giulio Cesare"), лето 1942 г. Камуфляжная окраска левого и правого бортов имела индивидуальный рисунок.

В середине года та же участь постигла “Дориа” и “Дуилио”, хотя в начале июня 1943 года в ожидании высадки союзников на Апеннинский полуостров их начали переоснащать для боевой службы. Через два месяца они были готовы, но так и не смогли выйти из базы Таранто в море из-за отсутствия кораблей для эскорта. Их намеревались даже затопить в районе Апулии для предотвращения высадки там союзных десантов.

До конца года “Чезаре” стоял в Таранто, а в январе 1943 года перешел в Полу, где стал использоваться в качестве плавучей казармы. Там его и застала весть о выходе Италии из войны. Всего за 1940—1943 годы “Чезаре” совершил 38 боевых выходов в море, пройдя 16 947 миль за 912 ходовых часов, на которые ему понадобилось 12 697 т нефти.

После заключения перемирия “Чезаре” вернулся в Таранто, а 12 сентября он последним из итальянских линкоров прибыл на Мальту. Несмотря на то, что не все еще повреждения, полученные при авианалетах на Полу, были устранены, корабль под командованием капитана 2 ранга В.Карминати прошел весь путь с неполным экипажем и без эскорта. Поскольку за ним при этом с совершенно определенными намерениями следили немецкие торпедные катера и самолеты, этот переход можно считать единственной героической страницей в истории “Чезаре”. Немецкая авиация с помощью планирующих радиоуправляемых бомб на подходе к Мальте уже потопила новейший итальянский линкор “Рома”, шедший сдаваться одним из первых. Чтобы такая же участь не постигла “Чезаре”, англичане выслали ему навстречу линкор “Уорспайт”. Под конвоем своего старого обидчика “Чезаре” и вошел на мальтийский рейд.

В виде компенсации своих потерь в войне с Италией союзники настаивали на участии ряда итальянских кораблей в дальнейших боевых действиях. Но отсутствие немецкого флота на Средиземном море (у немцев действовали только подводные лодки и катера) и множество организационных проблем, которые бы последовали после включения итальянских кораблей в состав ударных соединений, ограничили это участие только легкими и вспомогательными кораблями, а также транспортами.

Кроме этого, существовала масса причин политического характера, которые в сложной ситуации после перемирия требовали сохранения в целости итальянского флота. Поэтому союзное командование решило оставить итальянские линкоры на Мальте под своим прямым контролем. Позже, в июне 1944 года трем из них, самым старым, включая “Чезаре”, имевшим ограниченную боевую ценность, разрешили вернуться в итальянский порт Аугуста, где союзники стали их использовать в учебных целях. Новые линкоры от греха подальше убрали к Суэцкому каналу и держали их там так же, как держали в 1940—1943 годах французские корабли в Александрии.

Фотография. Линкор "Дуилио" ("Caio Duilio") в Таранто. 1948-1949 г.После окончания войны большинство итальянских кораблей сосредоточили в Таранто, где, стоя на приколе, они ожидали решения их дальнейшей судьбы странами-победительницами.

“Дуилио” и “Андреа Дориа” прибыли на Мальту 9 сентября 1943 года. С июня следующего года они использовались главным образом в качестве учебных кораблей. 15 сентября и 1 ноября 1956 года соответственно их исключили из списков итальянского флота и в течение двух последующих лет разобрали на металл.

Линкор "Джулио Чезаре"
Заглавная страница.

История службы итальянских линкоров

Итальянские линкоры
второй мировой войны

На первую страницу
сайта