Ѕоевые корабли мира

»стори€ создани€ и службы французских линкоров ¬торой мировой войны.

»сход первой мировой войны дл€ ‘ранции решалс€ на суше, и строительство ее флота, еще недавно занимавшего второе место в мире, было почти полностью заморожено. ¬ результате к 20-м годам французский ¬ћ‘ не только многократно уступал морским силам јнглии и —Ўј Ч теперь он был уже слабее €понского. ¬месте с тем ‘ранци€ по-прежнему обладала многочисленными колони€ми и сохранила интересы в разных концах земного шара. ѕоэтому уже в 1926 году, когда ее наиболее мощные дредноуты типа УЅретаньФ достигли 10-летнего возраста, ѕариж приступил к проектированию линкоров нового поколени€.

ѕервоначально конструкторы склон€лись к созданию совсем небольшого (и, соответственно, относительно недорогого) быстроходного линейного крейсера водоизмещением в 17,5 тыс.т и вооружением из восьми 305-мм орудий. ќднако, узнав о стро€щихс€ в √ермании Укарманных линкорахФ типа УƒойчландФ, они изменили свое мнение. ѕришлось существенно усилить бронирование (чтобы противосто€ть немецким 11-дюймовкам), улучшить противоторпедную защиту, главный калибр увеличить до 330 мм. ¬се это привело к росту проектного водоизмещени€ до 26 500 т и некоторому снижению скорости. ѕосле долгих споров в парламенте в самом конце 1931 года на верфи в Ѕресте был заложен головной корабль, названный УƒюнкеркомФ Ч первый представитель последнего поколени€ линкоров. —троительство однотипного У—трасбургаФ одобрили лишь три года спуст€, после того, как ћуссолини официально за€вил о закладке УЋитториоФ и У¬итторио ¬енетоФ.

УƒюнкеркФ и У—трасбургФ во французском флоте официально числились линкорами, хот€ их часто (и не без оснований) именовали линейными крейсерами. ƒействительно, полное сли€ние линкоров и линейных крейсеров в единый класс Убыстроходных линкоровФ (наиболее €рко воплотившийс€ в американской УјйовеФ) произошло несколько позже, а в начале 30-х УдюнкеркиФ при всей их внешней непохожести выгл€дели €вными наследниками УƒерфлингераФ и УћакензенаФ. » именно они стали наиболее гармоничным воплощением ча€ний военно-морских аналитиков 20-х годов.

Ќесмотр€ на жесткое ограничение водоизмещени€ (вызванное и политическими, и экономическими причинами), французам удалось создать очень неплохой корабль, сочетающий в себе приличное вооружение, хорошую защиту, высокую скорость хода и значительную дальность плавани€. ’от€ главный калибр УƒюнкеркаФ по сравнению с УпредвашингтонскимиФ сверхдредноутами выгл€дел скромно, но новые 330-мм оруди€ с длиной ствола в 52 калибра и углом возвышени€ в 35 градусов были весьма совершенными и могли стрел€ть 560-кг снар€дами на дальность до 41,7 км с интервалом в 22 секунды. »х размещение в четырехорудийных башн€х (проект которых, кстати, был заимствован у несчастливой УЌормандииФ) давало р€д преимуществ Ч во-первых, экономию веса по сравнению с более традиционными схемами и, во-вторых, позволило рациональнее расположить погреба боезапаса и систему управлени€ огнем. Ѕашни снаружи были очень сильно бронированы, а внутри разделены переборкой на две полубашни. „етыре оруди€ устанавливались попарно в двух люльках. ѕо расчетам, бронебойный снар€д на дальности 28 км должен был пробивать 300-мм броню.

ќсобо следует отметить средний калибр. ¬первые в мире он стал универсальным: 130-мм пушки (также расположенные в четырехорудийных башн€х!) имели угол возвышени€ до 75 градусов и могли стрел€ть по самолетам. Ѕашни были очень сильно защищены, но в данном случае это оказалось излишним: т€жела€ брон€ делала башни малоподвижными и затрудн€ла огонь по скоростным воздушным цел€м.

јртиллерийское вооружение дополн€лось авиационным Ч УƒюнкеркФ стал первым в мире линкором, на котором изначально предусматривались катапульта и ангар на три самолета.

Ёкономи€ веса, достигнута€ за счет УупаковкиФ артиллерии в четырехорудийные башни, позволила обеспечить УƒюнкеркуФ довольно внушительную защиту. ѕринципиально схема бронировани€ представл€ла собой вмонтированный внутрь корпуса У€щикФ, образованный двум€ бронепалубами, соедин€ющими кромки наклонного по€са. —ам по€с по типу английского УЌельсонаФ был углублен в корпус, он имел наклон в 11,5 град. наружу и толщину 225 мм на 16-мм подложке из м€гкой стали. ƒвухслойна€ 130-мм верхн€€ палуба (140-мм над погребами) вместе с 40-мм нижней €вл€ла собой горизонтальную защиту нового поколени€, несравнимо более мощную, чем на дредноутах первой мировой войны. ќбщий вес брони УƒюнкеркаФ составил 11 192 т, или 42, 5%, от стандартного водоизмещени€.

ѕодводна€ защита была рассчитана на то, чтобы выдержать взрыв мины или торпеды с зар€дом в 300 кг тротила. ќна представл€ла собой три продольные переборки суммарной толщиной от 64 до 84 мм, крайн€€ из которых отсто€ла от борта на рассто€нии от 3,7 до 7 м. У»зюминкойФ такой схемы стало то, что ближние к наружному борту отсеки заполн€лись изобретенным французами веществом Уэбонит муссФ Ч чем-то вроде пенистой резины с очень малым удельным весом. “аким образом предотвращалось затопление крайних отсеков даже при большом количестве пробоин в подводной обшивке борта. Ёнергетическа€ установка отличалась чрезвычайной компактностью. „етыре паровые турбины располагались попарно в двух машинных отделени€х, между ними находились два котельных отделени€ с четырьм€ котлами. ≈ще два котла размещались под носовой надстройкой. Ќа испытани€х УƒюнкеркФ развил мощность 135 тыс. л.с. и показал скорость 31,06 узла. Ћюбопытно, что полтора дес€тилети€ назад дл€ обеспечени€ мощности в 29 тыс. л.с. на линкоре УЅретаньФ пришлось установить 24 паровых котла, а на в 4 раза более мощном УƒюнкеркеФ обошлись всего шестью!

¬ целом военно-морские специалисты оценили УƒюнкеркФ как хорошо сбалансированный и, несомненно, удачный корабль. ¬ его проекте было применено множество смелых, новаторских решений, большинство из которых оправдало себ€. ќднако, созданный в качестве противодействи€ германским Укарманным линкорамФ, он был не в состо€нии боротьс€ с полноценными линейными корабл€ми, строительство которых с середины 30-х развернулось во всех ведущих странах мира.

У—трасбургФ при одинаковых размерени€х с головным кораблем отличалс€ усиленной броней (толщина по€са увеличена до 299 мм, башенЧдо 355 мм, общий вес брони Ч 44% от стандартного водоизмещени€) и несколько меньшей скоростью. Ќо это не решало проблемы. –ост италь€нского и германского флотов требовал дл€ сохранени€ паритета на море строительства более крупных и мощно вооруженных линкоров.

 орабли типа У–ишельеФ создавались как ответ на италь€нские типа УЋитториоФ. ѕо существу, они представл€ли собой увеличенный УƒюнкеркФ с усиленной броней и более т€желой артиллерией.

√лавный калибр Ч 380-мм пушки с длиной ствола в 45 калибровЧоп€ть-таки разместили в четырехорудийных башн€х. ќни могли стрел€ть 881-кг снар€дами на дальность 37,5 км, а на дистанции 20 км пробивать 378-мм броню. —редний калибр был увеличен до 152 мм. ¬первые столь т€желые оруди€ использовались как универсальные, име€ угол возвышени€ 85 градусов. ѕравда, их эффективность в качестве зениток оказалась невысока: им, не хватало скорострельности и УповоротливостиФ.

—истема броневой защиты У–ишельеФ, по мнению авторитетных экспертов, была наилучшей из всех, когда-либо созданных дл€ линкоров, и оставл€ла позади даже таких грозных противников, как УЅисмаркФ и УяматоФ. 330-мм по€с с наклоном 15,5 градуса сверху накрывалс€ 150-мм (над погребами боезапаса 170-мм) бронепалубой. Ќиже располагалась еще одна 40-мм палуба с 50-мм скосами. ¬ целом мощна€ горизонтальна€ защита могла противосто€ть 500-кг бомбе, сброшенной с высоты 4700 м.

Ѕронирование дополн€лось хорошо продуманной системой подводной защиты, представл€вшей собой усовершенствованный вариант примененной на УƒюнкеркеФ. √лубина ее составл€ла от 4,5 до 7 м, а обща€ толщина переборок Ч от 77 до 97 мм. ≈динственным недостатком защиты У–ишельеФ следует признать отсутствие нижнего броневого по€са, способного выдержать подводное попадание снар€да (такой по€с был на УяматоФ и американских линкорах).

Ёнергетическа€ установка напоминала примененную на УƒюнкеркеФ, но занимала не 5, а всего 4 отсека (6 котлов располагались в двух отделени€х). Ќа испытани€х в 1940 году У–ишельеФ при перегрузочной мощности в 178 тыс. л.с. достиг скорости 32,6 узла.

¬есьма оригинальное решение представл€ла собой дымова€ труба. ‘ранцузы отнеслись к этому элементу корабельной архитектуры очень серьезно. ∆ела€ не допустить случаев, подобных происшедшим во врем€ ётландского бо€ (когда собственный дым закрывал цель и исключал работу дальномеров), они первоначально планировали установить на У–ишельеФ шарнирную трубу, способную отклон€тьс€ в разные стороны и, соответственно, отводить дым подальше от дальномерных постов. Ќо конструкци€ получалась слишком сложной и громоздкой, и от нее отказались. ¬ конце концов линкор оснастили неподвижной загнутой в корму трубой, придавшей ему неповторимый, легко узнаваемый силуэт.

¬виду приближавшейс€ войны французам приходилось спешить. ¬ окт€бре 1935 года в Ѕресте заложили У–ишельеФ, в декабре следующего года в —ен-Ќазере Ч его систершип У∆ан ЅарФ. ¬ 1938 году заказали еще два линкора Ч У лемансоФ и У√асконьФ. ќни несколько отличались от головного корабл€. У лемансоФ в цел€х уменьшени€ перегрузки (какова€ вы€вилась, когда У–ишельеФ еще находилс€ на стапеле) лишилс€ двух носовых 152-мм башен и авиационного вооружени€. У√асконьФ же вообще капитально перекомпоновали, из-за чего корабль вылилс€ в самосто€тельный тип. Ѕашни главного калибра разнесли по оконечност€м, и четвертый линкор серии приобрел более традиционный вид.  ак объ€сн€ли сами французы, это было сделано не из-за того, что схема УƒюнкеркаФ и У–ишельеФ себ€ не оправдала, а дл€ лучшего размещени€ 152-мм и 100-мм зенитных орудий. ѕравда, такое изменение потребовало существенной переделки внутренних помещений: энергетическую установку пришлось сдвинуть на 19,5 м вперед, а цитадель удлинить на 3,65 м и одновременно несколько уменьшить толщину бортовой брони. Ќа У√аскониФ восстановили и авиационное вооружение, причем два гидросамолета разместили в подпалубном ангаре Ч как на авианосцах.

¬о вторую мировую войну ‘ранци€ вступила с двум€ новыми линкорами Ч УƒюнкеркомФ и У—трасбургомФ. ѕервые мес€цы они использовались по своему пр€мому назначению: охотились за немецкими Укарманными линкорамиФ Ч правда, безуспешно. ¬ 1940 году они перешли на —редиземное море.  апитул€ци€ ‘ранции застала их в јлжире, где они вместе со старыми линкорами УЅретаньФ и УѕровансФ находились в составе эскадры адмирала ∆ансул€.

јнгличане опасались, что два грозных линейных крейсера могут попасть в руки немцев или италь€нцев, и в ультимативной форме потребовали, чтобы французы перевели свои корабли в јнглию или јмерику либо, на худой конец, сами потопили их. ∆ансуль посчитал требовани€ оскорбительными, и тогда заговорили пушки. ‘лагманский УƒюнкеркФ выпустил по британцам сорок 330-мм снар€дов, но сам получил т€желые повреждени€. ѕопадание одного 381-мм снар€да во вторую башню вызвало пожар, в котором погибла вс€ прислуга правой полубашни. ƒругой такой же снар€д, пробив броневую палубу и несколько противоосколочных переборок, взорвалс€ в вентил€торном отсеке и вызвал огромные разрушени€. ¬ итоге прервалась подача электроэнергии, вышла из стро€ система управлени€ огнем главного калибра, возник пожар в перегрузочном отделении 130-мм снар€дов. Ќо самые серьезные последстви€ вызвало попадание в котельное отделение. 381-мм снар€д поднырнул под броневой по€с, пробил тонкие конструкции подводной защиты и взорвалс€ при ударе в противоторпедную переборку. Ќосовое машинное и два котельных отделени€ были разрушены, в них возник пожар, оказались перебитыми главный паропровод и кабели электросистемы.

јдмирал приказал посадить линкор на мель. Ќо на этом злоключени€ УƒюнкеркаФ не кончились. ƒва дн€ спуст€ его атаковали торпедоносцы с Ујрк –ой€лаФ. ƒве торпеды поразили сто€вший у борта линкора сторожевик У“ер ЌЄвФ, причем втора€ из них попала в уже погрузившийс€ на грунт корабль и вызвала детонацию 42 находившихс€ на его корме глубинных бомб. „удовищной силы взрыв буквально разорвал правый борт УƒюнкеркаФ на 40-метровой длине.

У—трасбургуФ повезло больше. ќн вырвалс€ из гавани и, избежав попаданий т€желых снар€дов и отразив атаки британских палубных бомбардировщиков, благополучно прибыл в “улон.

¬ феврале 1942 года в “улоне по€вилс€ и ускользнувший из ћерс-эль- ебира наполовину отремонтированный УƒюнкеркФ. ”вы, вместе выйти в море линкорам больше не довелось. ¬ но€бре того же года нацисты вторглись в южную ‘ранцию, и весь УвишистскийФ флот покончил жизнь самоубийством. ѕеред тем, как затопить свои линкоры, французские экипажи взорвали оруди€, турбины и приборы Ч так, что те уже не подлежали восстановлению.

¬ступление в строй линкора У–ишельеФ 14 июн€ 1940 года совпало с первым налетом на Ѕрест самолетов люфтваффе. Ќемецкое наступление вынудило срочно загрузить корабль максимально возможным количеством боезапаса и отправить его за пределы ‘ранции. 23 июн€ линкор прибыл в ƒакар Ч французскую базу на африканском побережье.

¬скоре У–ишельеФ, подобно эскадре ∆ансул€, подвергс€ атаке со стороны англичан. 7 июл€ торпеда с одного из самолетов авианосца У√ермесФ взорвалась под днищем линкора и вызвала сильные повреждени€. “от факт, что киль оказалс€ погнутым на прот€жении 25 м, вызвал предположение, будто от взрыва торпеды сдетонировали одна или две глубинные бомбы, ранее сброшенные с английского катера (удивительное совпадение с судьбой УƒюнкеркаФ!). «атем британцы бросили в бой линкоры. ‘ранцузам пришлось несладко: в придачу к повреждени€м от 381-мм снар€дов с дредноутов УЅархэмФ и У–езолюшнФ на У–ишельеФ произошел разрыв оруди€ главного калибра, сильно разрушивший начинку башни.

Ќо даже сильно поврежденный, корабль вызывал у англичан опасени€. ¬ но€бре 1940 года президент –узвельт обратилс€ к главе вишистского правительства маршалу ѕетену с предложением продать нейтральным —Ўј находившиес€ в јфрике небоеспособные линкоры У–ишельеФ и У∆ан ЅарФ, но получил отказ. » лишь после тулонской трагедии французы согласились отдать линкор союзникам. 30 €нвар€ 1943 года У–ишельеФ ушел из ƒакара в Ќью-…орк.

¬ ходе ремонта в —Ўј корабль основательно модернизировали. ќруди€ главного калибра рассверлили до 381 мм, чтобы использовать английские снар€ды. ƒва поврежденных оруди€ заменили на сн€тые с У∆ана ЅараФ. «енитное вооружение усилили по американскому стандарту, установив 14 счетверенных 40-мм УбофорсовФ и 50 20-мм УэрликоновФ. ѕозже, в јнглии, вместо дев€ти сн€тых УэрликоновФ добавили еще 11 одноствольных УбофорсовФ.

¬ конце войны У–ишельеФ довелось прин€ть участие в действи€х против японии. Ћинкор вел огонь по сухопутным цел€м у берегов Ѕирмы, явы, Ќовой √винеи, а 5 сент€бр€ 1945 года в ћалаккском проливе подорвалс€ на магнитной мине Ч правда, без серьезных последствий.

—удьбы У∆ана ЅараФ и головного корабл€ оказались схожими. 19 июн€ 1940 года неукомплектованный У∆ан ЅарФ под бомбами немецких самолетов покинул —ен-Ќазер и направилс€ в  асабланку. “ам достройка продолжалась, к маю 1942 года даже удалось ввести в строй носовую 380-мм башню. ј 8 но€бр€ американский флот атаковал  асабланку и через три дн€ оккупировал город. У∆ан ЅарФ, получив 5 попаданий 406-мм снар€дов с линкора УћассачусетсФ и 3 бомбы с пикировщиков УƒонтлессФ, досталс€ американцам в плачевном состо€нии.

ѕосле войны выдвигались самые разные проекты восстановлени€ линкора Ч в частности, предлагалось превратить его в авианосец. Ќо в итоге решили достроить его в первоначальном качестве. ¬ феврале 1946 года У∆ан ЅарФ ушел в Ѕрест. “ам на нем перепланировали внутренние помещени€, усовершенствовали зенитное вооружение, смонтировали радары, усилили противоторпедную защиту за счет установки булей, что привело к увеличению ширины корпуса до 35,5 м. ѕолное водоизмещение при этом составило 49 737 т. ¬ €нваре 1949 года состо€лись приемные испытани€, и вскоре последний в мире линкор вступил в строй... ”вы, то было запоздалое рождение. — середины 50-х У∆ан ЅарФ и У–ишельеФ служили преимущественно учебными корабл€ми, а в 1968-1970 годах их продали на слом.

„то касаетс€ третьего и четвертого кораблей типа У–ишельеФ, то У лемансоФ, заложенный в €нваре 1939 года, был захвачен немцами, и в августе 1944-го его недостроенный корпус потопили союзные бомбардировщики. У√асконьФ же вообще не закладывалась Ч как, впрочем, и планировавшиес€ 56 000-тонные гиганты типа УЁльзасФ с трем€ четырехорудийными 380-мм башн€ми, так и оставшиес€ на кульманах конструкторов.

(—тать€ —. Ѕалакина из журнала "ћоделист- онструктор")

‘ранцузские линкоры
¬торой мировой войны

Ќа первую страницу


 
Nothing found for Bord Sape23 Php?location= 0296 History

–°—В—А–∞–љ–Є—Ж–∞ –љ–µ –љ–∞–є–і–µ–љ–∞!

–°—В—А–∞–љ–Є—Ж–∞ –Ї –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –≤—Л –Њ–±—А–∞—В–Є–ї–Є—Б—М –љ–µ –љ–∞–є–і–µ–љ–∞, –≤–Њ–Ј–Љ–Њ–ґ–љ–Њ –Њ–љ–∞ –±—Л–ї–∞ –њ–µ—А–µ–Є–Љ–µ–љ–Њ–≤–∞–љ–∞, –ї–Є–±–Њ —Г–і–∞–ї–µ–љ–∞.

–°—В–∞—В—М–Є –њ–Њ —А–∞–Ј–і–µ–ї–∞–Љ

Meta Slider