Дуэли бронированных гигантов.
И.Е.Комаров.
Боем “Шарнхорста” с английской эскадрой во главе с “Дюк оф Йорком” закончилась эпоха господства на европейских морях этих “плавающих крепостей”. Эпоха, длившаяся 300 лет, считая от первого их боя в ходе англо-голландских войн XVII века! Однако, подчеркну, именно в европейских водах, ибо в водах Тихого океана эта эпоха продлилась еще на 10 месяцев и в последний раз в мировой истории морские гиганты сошлись в бою 25 октября 1944 года, когда в проливе Суригао, между островами Панаон и Минданао (Филиппинские острова) шесть американских линкоров ночью за 23 минуты буквально растерзали японский линкор “Ямаширо”, уже получившего до этого 4 торпеды с эсминцев, обрушив на него всю нерастраченную мощь своего главного калибра! “Ямаширо”, скрывшийся под водой в 4 часа 19 мин. 25 октября 1944 г., вошел в историю морских сражений как последний линкор, потопленный линкором же. В европейских водах эта “честь” выпала на долю “Шарнхорста”.
Вообще же история битв “морских великанов” довольно коротка и количество их боев можно пересчитать по пальцам (я имею ввиду битвы между броненосными кораблями, а не их парусными прародителями). В XIX веке таких боев известно мне два: бой у о.Лисса в Средиземном море 20 июля 1866 года между итальянской и австрийской броненосными эскадрами, да вялотекущая перестрелка между испанскими броненосцами “Витория” и “Нумансия” 10 октября 1873 г. у Картахены. (В этом же бою броненосцем “Витория” был тяжело поврежден броненосец инсургентов “Тетуан”, который в строй больше не вводился. Так что, по всей вероятности, это первый броненосец, уничтоженный броненосцем – Прим. ред.).
Нынешний ХХ век оказался более урожайным на линкорные дуэли. Уже в самом начале его произошло два сражения: 28 июля (10 августа) 1904 г. у Порт-Артура и 14 (27) мая 1905 г. у о. Цусима - оба между русской и японской эскадрами. В разразившейся через 10 лет первой мировой войне произошло несколько стычек “плавающих крепостей”, как “стенка на стенку”, так и “один на один”. Уже в начале войны 24 января 1915 года у Доггер-Банки сошлись эскадры линейных крейсеров Англии и Германии (правда, это были именно линейные крейсера, а не линейные корабли, но для “счета” их можно объединить в один класс), а 31 мая 1916 года у берегов Ютландии в первый и последний раз в этой войне заговорили орудия главного калибра английских и германских линкоров. Надо сказать, что по количеству стычек с линкорами врага русские моряки не уступали своим союзникам: правда, эти стычки были скорее всего дуэлями или групповыми свалками по принципу “все на одного”. Так, на Черном море еще 16 (29) октября 1914 года при нападении “Гебена” на Севастополь по нему три снаряда выпустил “Георгий Победоносец” (и сам получил тоже три).
5 (18) ноября 1914 - бой “Гебена”
с русской броненосной эскадрой у м.Сарыч.
10 мая 1915 г. - перестрелка
“Гебена” с пятью русскими броненосцами у
Босфора.
7 января 1916 г. - бой “Гебена” с “Императрицей
Екатериной Великой” у о.Кирпен.
4 (17) октября 1917 г. - бой “Славы” и “Гражданина” с двумя немецкими
дредноутами в Моонзунде.
Таким образом, по количеству боев линкоров (5) русские моряки в 2.5 раза превзошли своих союзников, а в сумме таких боев на всех морских театрах произошло всего семь.
Вторая мировая война оказалась не менее урожайной на бои линкоров. Их стали меньше беречь и гораздо активно использовать. Первый бой линкоров произошел 9 апреля 1940 г., когда западнее Лофотенских островов встретились английский линейный крейсер “Ринаун” и немецкий линкор “Гнейзенау”. (В бою принял участие и линкор “Шарнхорст”. – Прим. авт.)
Следующий бой имел место спустя ровно три месяца - 9 июля 1940 года у мыса Пунта-Стило. В нем сошлись эскадры противников, причем становым хребтом итальянских сил были линкоры “Конте ди Кавур” и “Джулио Чезаре”, а английских - линкор “Уорспайт”. Интервал между вторым и третьим боями составил 10.5 месяца. Им стал знаменитый бой в Датском проливе “Принца Ойгена” и “Бисмарка” с “Принс оф Уэлсом” и “Худом” 24 мая 1941 года, а через 3 дня - 27 мая “Кинг Джордж V” и “Родней” покончили с “Бисмарком” в классическом артиллерийском бою.
После этого интенсивность боевых встреч линкоров резко снизилась и следующей дуэли гигантов пришлось ждать целых 15.5 месяцев – только 15 ноября 1942 года у Гуадалканала сошлись в бою американские линкоры “Вашингтон” и “Саут Дакота” с японским “Кирисима”, после чего “Кирисима” вошел в историю как первый японский линкор, погибший от артиллерийского огня линкоров противника. (Уточнение: стрелял только “Вашингтон”, так как “Кирисима” заставила “Саут Дакоту” выйти из боя. - Прим. авт.) До этого японский флот потерял только два линкора “Хатсусе” и “Яшиму”, но оба на минах под Порт-Артуром в 1904 году. (За два дня до боя “Кирисимы” экипажем был затоплен однотипный линкор “Хиэй” (примерно в 18 часов 13 ноября 1942 года), сильно поврежденный торпедами и артогнем эсминцев и крейсеров в ночном бою и авиацией днем. - Прим. авт.). Прошло еще 13.5 месяцев, прежде чем глубокой ночью у о.Медвежий произошел последний бой линкоров в европейских водах.
Подведя итоги боевой деятельности морских исполинов за 78 лет (1866-1944), можно сказать, что им было проведено всего 18 боев и поединков, в которых от артиллерийского огня линкоров погибло 11 линкоров же. Список их выглядит так:
- “Палестро” (Италия) - 20.07.1866 у о.Лисса - пожар, взрыв боезапаса;
- “Ослябя” (Россия) - 27.05.1905 у о.Цусима - потеря остойчивости;
- “Император Александр III” - то же;
- “Бородино” - то же;
- “Индефатегебл” (Британия) - 31.05.1916, Ютландский бой - взрыв боезапаса;
- “Куин Мери” (Британия) - то же;
- “Инвинсибл” (Британия) - то же;
- “Бретань” (Франция) - 3.07.1940, Марс-эль-Кебир - сел на грунт;
- “Худ” (Британия) - 24.05.1941, Датский пролив - взрыв боезапаса кормовых погребов;
- “Кирисима” (Япония) - 15.11.1942, у о.Гуадалканал; (Как удалось выяснить, линкор был затоплен после боя с ЛК “Вашингтон” и, следовательно, должен быть исключен из этого списка. - Прим. авт.).
- “Шарнхорст” (Германия) - 26.12.1943 у о.Медвежий - потеря остойчивости от совместного воздействия артогня и торпед;
- “Ямаширо” (Япония) - 25.10.1944, пролив Сурагао - то же.
Как, очевидно, заметил внимательный читатель в список не включены “Князь Суворов” (Россия), “Слава” (Россия), “Зейдлиц” (Германия) и “Бисмарк” (Германия). (Так в оригинале. Здесь, вероятно, опечатка. “Зейдлиц”, хотя и тяжело поврежденный, все-таки вернулся на базу, а в Ютландском бою погиб более молодой “Лютцов”. - Прим. ред.). Дело в том, что все эти корабли, хотя и были “жестоко избиты” артиллерией линкоров противника, но все же погибли от других причин: “Князь Суворов” был добит торпедами японского миноносца, а остальные, тоже потерявшие боеспособность, были затоплены собственными экипажами. Это же относится и к “Адмиралу Ушакову”, но он, кроме того, не являлся линкором в строгом смысле слова, да и сражался не с линкорами, а с крейсерами противника. Если же учесть и их, то общее число линкоров - жертв линкоров дойдет до 16-ти, то есть по 0,88 корабля на бой. Наиболее “кровавыми” в этом смысле были Цусимское и Ютландское сражения (по три линкора), а самым безрезультатным - бой при Лиссе, где плодом героических усилий 37 боевых кораблей стало потопление артогнем... одного броненосца, еще один “Ре д'Италия” был потоплен таранным ударом броненосца “Эрцгерцог Фердинанд Макс”. Не учтен в этом списке и турецкий броненосец (точнее броненосный корвет) “Люфти Джелиль”, так как он был потоплен хотя и артиллерией, но артиллерией береговой, снарядами из мортиры и пушки, обе 152-мм 29 апреля (11 мая) 1877 года. (См. примечание. - Прим. ред.). В перечень боевых столкновений линкоров не включен и знаменитый бой “Монитора” с “Вирджинией” 9 марта 1862 года на Гемптонском рейде, ибо оба “дуэлянта” все-таки до линкоровского ранга не доросли, это были скорее броненосцы береговой обороны или даже бронированные канонерские лодки. Не включено в этот список и сражение у м. Матапан 28-29 марта 1941 года, поскольку, несмотря на всю его результативность, линкоры противников в бой между собой не вступали.
Таким образом, всего боевых столкновений с реальным применением оружия линкоров против линкоров - 26. К уже упомянутым надо добавить бой у Порт-Артура 27 января (9 февраля) 1904 года и два обстрела японскими броненосцами русской Тихоокеанской эскадры в Порт-Артуре: 26 февраля (10 марта) и 9 (22) марта 1904 года; нападение английских линкоров на французский флот в Марс-эль-Кебире 3 июля 1940 года; перестрелку американского линкора “Массачусетс” с французским “Жан Баром”, стоявшем в порту Касабланка 8 ноября 1942 года и противодействие линкоров “Хайреддин Барбарусса” и “Торгут Рейс” обстрелу Дарданелл английскими линкорами 6 марта, 3 мая и 25 апреля 1915 года (25 апреля “Торгут Рейс” противостоял в одиночестве).
При этом погибло линкоров всего 17 единиц. В том числе:
- от артиллерийского огня - 9 (“Палестро”, “Ослябя”, “Император Александр III”, “Бородино”, “Индифатигейбл”, “Инвинсибл”, “Куин Мери”, “Худ” и “Бретань”);
- от совместного воздействия артиллерийского огня линкоров и торпед с надводных кораблей - 3 (“Князь Суворов”, “Шарнхорст” и “Ямаширо”);
- от таранного удара - 1 (“Ре Д’Италия”);
- затоплены экипажами после воздействия огня линкоров - 3 (“Зейдлиц”, “Слава” и “Кирисима”);
- затоплен экипажем после совместного воздействия огня линкоров и торпед - 1 (“Бисмарк”).
Кроме того, к пункту 2 можно отнести гибель линкоров “Сисой Великий” и “Наварин”. Формально они погибли от совместного действия артогня линкоров и торпед, но фактически - только от торпед, ибо в дневном бою у о. Цусима повреждения от снарядов почти или вовсе не получили. С учетом их, общая результативность линкоров в борьбе против линкоров возрастает до 19 единиц, а по пункту 2 - до 5 единиц.
Оценивая приведенные факты можно сделать следующие выводы.
- Артиллерия линкоров самостоятельно уничтожила 53% от всех потерь линкоров в боях с линкорами же.
- Таранным ударом было потоплено 6,1%, однако для XIX века - 50%. Таким образом, линкоры самостоятельно уничтожили лишь 59% линкоров - жертв линкоров же.
- Артиллерия линкоров принудила к самопотоплению еще 17,4% вражеских линкоров. Всего же линкоры самостоятельно уничтожили или принудили к самозатоплению 76,5% своих линейных противников, в том числе артиллерией - 70,4%.
- При совместном воздействии артиллерии и торпед погибло 17,4% и еще 6,1% принуждены к самозатоплению.
Обращает на себя внимание высокая живучесть, или лучше сказать, непотопляемость, линкоров. Даже будучи жестоко искромсанными вражеской артиллерией, потеряв боеспособность, линкоры упорно не желали тонуть и их приходилось добивать торпедами (“Князь Суворов”, “Шарнхорст”), либо топить своими экипажами (“Бисмарк”, “Кирисима”). Доля таковых составляет около 1/3 (29,4%). Со “Славой” случай особый - она незначительно пострадала от артогня немецких дредноутов и ее затопили не поэтому. Разумеется, это не относится к случаям гибели линкоров от детонации боезапаса, вызванной взрывом бронебойного снаряда, проникшего в артпогреба. Так погибло 26,6% от числа наших героев, или 44,4% от числа их, погибших только от артогня. Характерно, что такая гибель постигла только линейные крейсера и только английские. К этому можно добавить и гибель “Палестро”, правда, там взрыв боезапаса произошел не от попадания снаряда непосредственно, а от пожара, им вызванного. В целом же можно сказать, что артиллерией можно скорее разрушить вражеский линкор, лишить его боеспособности, но для потопления его нужно добавить еще удары торпед или... безвыходность положения, заставляющую экипаж открыть кингстоны. Разумеется, для полного представления об эффективности того или иного вида оружия нужно проанализировать и полную статистику гибели линкоров: и от торпед, и от мин, и от бомб, и от других причин. Надеюсь, наши читатели - авторы дадут интересный материал на эту тему.
От редакции “КО”.
Не совсем понятно, к чему здесь упомянут “Люфти Джалиль”. Более логично в этом списке выглядел бы однотипный броненосец “Ауни Аллах”, формально потопленный в Бейруте итальянской крейсерско-линкорной эскадрой 24 февраля 1912 года (фактически, огонь по нему вели лишь крейсера “Джузеппе Гарибальди” и “Варезе”).
Автора попросили прокомментировать этот вопрос. Игорь Евгеньевич написал следующее: “"Люфти Джелиль" был броненосный корвет, то есть, корабль, несший бортовую броню, но не имевший палубную, с артиллерией, размещенной только на верхней палубе. Корабль погиб от взрыва боезапаса, вызванного мортирным 152-мм снарядом с береговой батареи, пробившим палубу корабля, напомню - небронированную, и ворвавшийся в погребе боезапаса. Эффект от мгновенной гибели корабля был столь велик, что мортиры решили ввести в состав артвооружения русских броненосцев. В частности, их решили установить на "Петре Великом", но потом все-таки передумали. Упомянул я о "Люфти Джелиле" потому, что это бронированный корабль погиб от артогня, но не с другого броненосца, а с берега и поэтому не включен в списки жертв линкоров..”